Виды и цели ваучерной приватизации

Приватизация при помощи ваучеров проводилась для перевода государственного имущества, земли и природных ресурсов в частные руки. Эта процедура производилась при помощи ваучеров. В результате приватизации каждый житель страны должен был получить свою долю от основных активов государства. В результате экономической неграмотности населения и мошеннических схем, государственная собственность и земля перешла в руки криминальных структур, чиновников и политической элиты.

Ваучерная приватизация

Цели

Ваучерная приватизация

Проводимая процедура использовалась для развития рыночной экономики на территории страны. Руководство государства считало, что государственное владение фабриками и заводами привело к краху экономики, а новые собственники будут заинтересованы в развитии производства и получении прибыли.

Денежные средства, которые получены бюджетом, планировалось направить на выполнение социальных программ. По замыслу приватизация нужна была для стабилизации экономики РФ.

С помощью передачи госсобственности в частные руки планировалось привлечь дополнительные инвестиции из-за рубежа, усилить конкурентоспособность производимых услуг и товаров, уничтожить монополии.

Виды

Существует несколько видов приватизации государственного имущества:

  • Предприятие становится акционерным обществом или обществом с ограниченной ответственностью.
  • Проводится открытый аукцион с торгом
  • Выпускаются акции предприятия
  • Конкурсная или публичная продажа ценных бумаг населению

Ваучерная приватизация

Начало приватизации в России

Приватизация в РФ началась в 1990 году с передачи малых объектов бизнеса в частную собственность. Для этого организовывались аукционы. Победитель определялся при помощи торгов.

В 1991 году была проведена денежная реформа. Результатом стало повышение цен, снижение покупательской способности, изъятие денежной массы у населения, высокая инфляция.

В 1992 году был налажен выпуск приватизационных чеков (ваучеров) и раздача их населению.

Ваучеры

Это персонифицированные ценные бумаги, которые дают возможность обмена их на конкретное благо. В мировой практике ваучер мог использоваться, как расчет с туристической фирмой с целью поездки, как документ на недвижимость или для устройства на работу.

В Российской федерации они появились, благодаря Е. Гайдару и А. Чубайсу. Номинальная стоимость ваучера была 10 000 рублей.

Эти чеки в России были предназначены для приобретения ценных бумаг государственных активов. Один ваучер на тот момент был номинально равен 500 акций Газпрома.

Всего государством было напечатано 150 миллионов приватизационных чеков на каждого гражданина страны.

К 1993 году номинальная цена чека снизилась вдвое, потом стоимость его вернулась к номиналу. В последующие 2 года были проведены аукционы, где 70% акций государственных предприятий были выкуплены при помощи ваучеров.

Ваучерная приватизация

Ход приватизации

Приватизация государственной собственности в РФ делится на несколько стадий.

  1. Малая приватизация. Процесс начался в 1990 году с малых объектов бизнеса (кафе, магазины). В крупных городах осуществлялись аукционы, на которых по итогам торгов, они переходили в частное владение. В это время идет подготовка законодательной базы.
  2. Ваучерная приватизация. Процедура производилась на основании Закона «Об именных приватизационных счетах и вкладах». По законодательству, на каждого жителя должен был открываться счет, а деньги со счета можно было потратить только на акции. На практике в 1992 населению страны было предложено купить чеки для приватизации (ваучеры).
  3. Денежная приватизация. После ваучеров остатки акций государственных активов должны были продаваться за деньги. Цель: пополнения казны страны и улучшение инвестиционного фона.

Что происходило на самом деле?

Приватизация в Российской Федерации началась еще до 1992 года и принятия основных законов. С 1990 года в крупных городах прошел ряд аукционов, передающих в частные руки, малые объекты. Со временем к переделу собственности подключились политики, государственные деятели, криминальные структуры.

Официально руководство страны в это время готовило законы для осуществления передачи собственности населению, разрабатывало ход действий и алгоритмы процесса.

В 1990 году был принят закон «О собственности в РСФСР» и начался процесс подготовки передачи государственной собственности в частные руки. В следующем году была проведена денежная реформа, которая отсекла ненужных претендентов на имущество страны. Целью реформы стала ликвидация денежных запасов населения.

После этого, в 1992 году появились ваучеры, которые были неименными. Население даже не понимало, что можно делать с этими чеками и что можно на них приобрести. Через некоторое время ваучеры за бесценок были куплены инициаторами приватизации.

Скупив ваучеры у людей, такие лица становились владельцами крупных предприятий, заводов, фабрик, ресурсов, земель.

Чтобы люди не использовали свои законные права, претендуя на активы предприятий, денежная реформа продолжилась. С 1991 началось резкое повышение цен и гиперинфляция. Государство перестает контролировать цены, говоря их о рыночном регулировании. Вклады замораживаются, выемка сбережений населения продолжается. На фоне повышения цен и обнищания люди готовы продать полученные приватизационные чеки, чтобы прокормить семьи.

Для выкупа ваучеров у населения начинается эмиссия, что приводит к росту количества денег на валютном рынке.

Все это способствовало покупке ценных бумаг и акций государственных предприятий и активов элитой страны.

Недостатки

Процесс, по мнению экономистов, изначально был противоречивым. Приватизация не имела нужной юридической базы, в законах было множество прорех и лазеек. Ряд социалистических стран имел опыт по переходу к рыночной экономике путем передачи государственных компаний в частные руки. Но ни в одном государстве процесс не шел одновременно с разрушением плановой экономики.

Лоббистские группы защищали определенных лиц и собственников, содействовали в передаче им управления и присвоении права собственности на крупные активы.

«Народная приватизация»

TASS_17766232

Обнищавшее население страны, не понимая, как воспользоваться чеком, стало пытаться выручить за него хоть что-то. Продав ваучер дельцам, на полученные средства можно было прожить некоторое время.

Человек мог отдать свой ваучер в финансовую пирамиду – ЧИФ. Многие из них просто служили для скупки и изъятия чеков у населения. Большинство таких компаний развалились через несколько лет.

Если у человека было много ваучеров, то он мог участвовать в аукционах по приобретению ценных бумаг государственных предприятий.

Элита государства заведомо «отобрала» у населения выданные ваучеры, скупив через доверенные лица и дельцов. Население никто не информировал, что делать с приватизационными чеками, их просто скупали за бесценок.

Это была задуманная акция, в противном случае, ваучеры бы сделали персонифицированными, были бы ограничения к их продаже и передаче.

Для скупки чеков были организованы специальные инвестиционные фонды (ЧИФы), которые обещали людям огромные прибыли. Это печально известные «МММ-инвест», «Хопер-инвест» и т. д.

и

Те люди, кто не продавал приватизационные чеки или купили много акций, но были невыгодны государству, просто обманули.

Например, в 90-е годы мощным предприятием был РАО «Норильский никель», потом у него появилась дочерняя организация ГМК «Норильский никель». Людям предложили обменять акции РАО на ГМК, кого-то обманули, кого-то принудили, и они не смогли претендовать ни на участие в управлении, ни на доходы организации.

Криминализация

Обычные акционеры из простого народа не могли управлять предприятием и принимать решения. Дополнительно была произведена переоценка активов организаций. Активы, перешедшие в собственность граждан, получили заниженную стоимость.

Начались незаконные передачи пакетов акций влиятельным лицам.

Сотрудники, работающие на предприятии, имели преимущество при выкупе акций своего предприятия. Для отказа от чеков и скупки шло давление на людей с целью контроля основного пакета акций.

Ваучер можно было реализовать только за 2 года. Люди, не зная, куда его вложить продавали его скупщикам или несли в ЧИФы. Инвестиционные фонды банкротились, растворяясь с ваучерами населения. Потом чеки перетекали в карманы угодных влиятельных лиц.

На счетах банков государство размещает валютные поступления федерального бюджета. Банковские структуры начинают кредитовать государство на условиях передачи в залог или доверительного управления акциями главных предприятий страны.

Результаты

Результатом ваучерной приватизации стал переход государственных организаций, земель и недр в частные руки.

Куда делись ваучеры у населения?

Ваучеры у населения

По данным экспертов:
  • Более 20 млн чеков до сих пор не использованы
  • Около 25 млн чеков пропали в финансовых пирамидах (ЧИФах)
  • 40 млн чеков находится в активах предприятий (в том числе, фирм-банкротов, которые не выдают людям дивиденды)
  • 61 млн чеков проданы или скуплены через посредников, но их обладатели неизвестны

Путем ваучерной приватизации дельцы, ставшие в дальнейшем олигархами, получили во владение 35% всех государственных активов. Наиболее известны из них: Березовский, Дерипаска, Фридман, Чубайс.

По подсчетам специалистов, Чубайс приватизировал около 300 организаций за 1994 год. В период с 1992 по 1994 год перешло в частные руки более 130 000 государственных предприятий.

Через подставные фирмы иностранные компании приватизировали несколько крупных предприятий оборонного комплекса РФ. При этом выкуплены акции компаний были по цене в 150 раз меньше рыночной.

За время реформ 90-х годов и приватизации экономике был нанесен непоправимый ущерб. Большинство государственных активов было продано по цене в десятки и сотни раз ниже рыночных.

Только 2, 5% населения получило доступ к ваучерным аукционам и получило возможность приобрести ценные бумаги.

Из-за гиперинфляции в процессе приватизации население фактически лишилось своих накоплений.

Окончание ваучерного периода

Руководство страны способствовало переходу от командной экономики к рыночным механизмам. Больше государство не являлось регулирующей монополией.

После ваучерной приватизации в стране появились новые собственники, но многие из них не имели реального опыта управления и финансового планирования. Это были люди, которые не понимали производственных процессов, стандартов качества. Для них самым важным стало извлечение прибыли.

После перехода права собственности в частные руки пришел период денежной приватизации. Государственные деятели надеялись, что на этом этапе собственниками станут именно эффективные управленцы и начнется активный приток инвестиций из-за рубежа. Но этого так и не произошло. Зарубежные инвесторы не торопились вливать деньги в страну, где законы не работают и экономика находится в упадке.

Критика

Переход государственной собственности в частные руки критиковали и в 90-е годы, и сейчас. Основные претензии к проводимой программе: слабая законодательная база, слишком быстрый переход, ослабление центральной власти. Из-за проведения приватизации началась коррупция, а собственники, как социальная прослойка, так и не появились.

Для получения права собственности был произведен обман населения, давление, рейдерство и другие нечистоплотные методики.

Многие экономисты считают, что политическая элита сговорилась с бизнесменами, которые стали за пару лет олигархами.

Защита выбранного курса

У выбранного курса есть защитники, которые считают, что в условиях кризисной экономики другой путь был невозможен. По их словам, любое промедление могло привести к гражданской войне, голоду и массовым волнениям.
Фильм на эту тему:

Последствия

Выбранный курс привел к следующим последствиям:

  • «Шоковый» переход от одной рыночной модели к другой
  • Формирование олигархической прослойки
  • Объединение активов, власти и криминала
  • Утрата доверия населения, падение авторитета власти
  • Сокращение объемов производства в ряде отраслей
  • Продажа государственных организаций по заниженным ценам.

На нашем сайте вы можете задать абсолютно любой интересующий вас вопрос юристу или адвокату независимо от тематики и сложности обращения. Объединив юристов-профессионалов, оказывающих бесплатные юридические консультации, и людей, которые ищут ответы на вопросы правовой тематики, мы стали незаменимым помощником для тысяч людей по всей стране. Онлайн юридическая консультация – это удобный способ получить необходимую информацию по всем юридическим вопросам и практические советы по их решению.


В силу положений части I статьи 48 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантирована квалифицированная юридическая помощь. Все юридические консультации проводятся в рамках Федерального закона №324 от 21 ноября 2011 года "О бесплатной юридической помощи".


На ту же тему
Правовой портал © 2022   Наверх
Adblock detector